О нас expand_more Направления expand_more Нормативная базаexpand_more Статистика торговexpand_more Учебный центрexpand_more

КФБ- является хорошим примером корпоративного управления и уверенно стремиться быть эталоном в этом направлении, считает Тилек Эралиев, Экс-Председатель Совета директоров КФБ



В экономическом мире, много говорится о так называемом «корпоративном управлении», без которого уже невозможно представить успешное развитие компаний, в частности акционерных обществ.

Кыргызская фондовая биржа (КФБ) является хорошим примером корпоративного управления и уверенно  стремиться быть эталоном в этом направлении.  Более подробно о принципах корпоративного управления мы попросили рассказать Тилека Эралиева, экс-Председателя Совета директоров КФБ и эксперта фондового рынка.

 

 

Тилек Анатаевич, Вы имеете большой опыт работы менеджера на финансовом рынке страны, расскажите о том, что такое корпоративное управление и какие плюсы дает компаниям?

 

 

- Это система, разработанная для управления компаниями, в которых владельцами являются многие акционеры, не только крупные, но и мелкие, а также для компаний, которые привлекают или планируют привлекать инвестиции в высшем дивизионе – на фондовом рынке. Корпоративное управление для зрелых компаний, так же, как и чтобы стать доктором наук, нужно пройти обязательные этапы, так и для привлечения инвестиций через публичное размещение ценных бумаг, нужно созреть, растить компанию. С другой стороны, оно раздражает многих крупных акционеров и топ-менеджмент в приватизированных или в компаниях с государственным участием. Им комфортнее принимать решения быстро и единолично. Плюсом корпоративное управление может раскрыться, если есть потребность во внешних инвестициях и уважение к мелким акционерам и инвесторам.

 

 Конечно, ситуация в любом акционерном обществе меняется, если кто-то один приобретает 50-60%, тогда будет важно то, продолжит компания вести бизнес прозрачно или нет, будет соблюдать нормы или нет, будет прислушиваться к альтернативным мнениям или нет. В компаниях, контролируемых одним лицом, по сути существует ручное управление, и создаётся видимость соблюдения корпоративных норм.

 

Какие корпоративные споры возникают на практике и как они решаются?

 

- Споры возникают по поводу того, у кого из акционеров будет больше представителей в Совете директоров и в Правлении, по поводу увеличения уставного капитала, у одного сейчас есть ресурсы, у другого временные трудности, но размывать свою долю не хочется. Есть разногласия по распределению финансовых потоков, зачастую акционер, управляющий бизнесом в курсе всех поступлений и расходов, а второй или группа акционеров, которые являются портфельными, они узнают о делах либо от своих представителей и сотрудников, либо ещё хуже, на годовом собрании.

В идеале нужно составлять подробный учредительный договор, устав и внутренние положения. Эти документы могут детально регламентировать то, как создаётся компания, как она управляется в «мирное» время и в период внешних угроз (рейдерских атак), внутренних разногласий и корпоративных споров, как акционеры будут ликвидировать или продавать бизнес. Обычно на практике партнёры с энтузиазмом и шампанским создают компанию, вкачивают деньги, стесняются даже говорить о негативном сценарии и возможных спорах.

На практике корпоративные споры решаются от жалоб в Финнадзоре, проведения инициативного аудита, блокировки счетов и действий, подачей исков и до возбуждения уголовного дела. И если нарушались нормы корпоративного управления при совершении крупных и заинтересованных сделок, тогда обиженный акционер начинает действовать.

 

Расскажите о перспективах развития корпоративного управления в Кыргызстане

 

- Я считаю, что корпоративное управление необходимо для выстраивания отношений с частными и институциональными инвесторами. Если компания нацелена выйти на фондовый рынок, она будет вкладываться в профессиональный и независимый, а не карманный Совет директоров и топ-менеджмент, в дорогой независимый аудит. Почему отечественные производители стали внедрять международные стандарты, типа ISO, HACCP? Потому что понимают, что так их деятельность будет более эффективной и прозрачной, а продукция будет максимально качественной и храниться дольше, и следовательно, сможет продаваться за рубежом.

 

Международный опыт какой страны по вашему мнению, можно взять за основу Кыргызстану?

 

- В разработке нашего законодательства об акционерных обществах принимали участие и европейские и американские эксперты, на протяжении нескольких лет мы выстраиваем тесные отношения с коллегами по рынку из стран СНГ. С другой стороны, большинство наших АО созданы принудительно в период приватизации, и корпоративные нормы смогли удержать некоторые компании от разорения и ликвидации. Но корпоративное управление предназначено для развития, а цель у крупных акционеров в большинстве компаний была иной - по возможности показывать меньше прибыли, меньше раскрывать информацию, избавляться от мелких акционеров, задающих неудобные менеджменту вопросы, поэтому корпоративные нормы способны сдерживать от недобросовестных действий. Весь международный опыт нужно изучать и тестировать, оставлять рабочие инструменты. На КФБ международный состав акционеров и Совета директоров, а также широкие международные связи и хорошая основа для обмена опытом.

 

Какова роль КФБ в развитии корпоративного управления в Кыргызстане?

 

- В настоящее время, на Бирже пока ни у кого нет 50% доли акций, есть около 5 акционеров, у кого-то от 5% до 33% акций. Сформирован и действует Совет директоров из представителей разных групп акционеров и экспертов, есть и независимые директора. Все решения принимаются взвешенно.

 

В виду того, что Кыргызская фондовая биржа является ключевым системообразующим институтом на рынке капиталов, то она обязана демонстрировать и распространять лучшие практики корпоративного управления.

 

Было время, когда эксперты с КФБ читали курсы для менеджмента АО с государственным участием и уровень подготовки, проведения собраний сильно вырос. Члены Советов директоров работали профессионально на заседаниях и эффективно взаимодействовали с исполнительным органом, ревизорами и акционерами.

На мой взгляд, спрос есть и КФБ необходимо продолжать эту практику. Путём распространения успешных практик мы внесём новые методы эффективного управления в компании и поможем вывести их на новый уровень развития.