О нас expand_more Направления expand_more Нормативная базаexpand_more Статистика торговexpand_more Учебный центрexpand_more

Как повысить эффективность независимых директоров в Кыргызстане?



Комитет Совета Директоров Кыргызской фондовой биржи (КФБ)  по стратегическому управлению и корпоративному развитию разработал и внес в июне прошлого года изменения и дополнения в Правила листинга в части требований к независимым директорам.

 

В них были определены требования к компаниям-эмитентам, акции и облигации которых включены в высшую «А» и следующую за высшей «В» категории листинга Кыргызской фондовой биржи, а также облигаций, входящих в специальную категорию сектора Устойчивого развития. При этом, для компаний эмитентов также были четко прописаны критерии и требования к независимости директоров, то есть в виде дорожной карты прописано, что и как нужно для этого делать. В результате работа у эмитентов начата, но она далека пока от ожидаемого эффекта.

 

Прошел год и сегодня об отношении к развитию института независимых директоров в Кыргызстане  рассказывает НурбекЭлебаев, Независимый директор Совета директоров ЗАО КФБ.

 

 

 

Нурбек Беккулович, словосочетание  «независимый директор» не совсем понятно для нашего общества, расскажите пожалуйста, кто такой «независимый директор» и какова его роль в компании?

 

— Независимый директор – это член совета директоров, не связанный с менеджментом компании, ее поставщиком, покупателем, консультантом или акционером, в том числе государством как собственником, имеющим существенный пакет акций, способный принимать независимое решение во благо компании и рынка в целом. Мировая практика убедительно свидетельствует, что работа независимых директоров в составе совета директоров становится важнейшим принципом и стандартом, повышающим эффективность и прозрачность работы компаний, а также появление к ним  интереса инвесторов, открывающих бизнесу возможности доверительного привлечения их капитала на финансовом рынке.

 

Вместе с тем, практика работы независимых директоров в развитых и развивающихся странах ушла далеко вперед от состояния вопроса в нашей  стране, поскольку мы делаем лишь первые шаги. И нам нужно активно внедрять лучшие в мире принципы и стандарты через быстрое продвижение института независимых директоров в советах, создавая для этого как надлежащие законодательные условия, так и внутренний интерес для роста в самих компаниях.

 

Сегодня, как никогда особо важно взаимодействие, с одной стороны, государства в лице правительства и регуляторов и, с другой стороны, корпоративного сообщества в лице ассоциаций и объединенийнезависимых директоров, а также компаний с передовой практикой их работы. Важно, чтобы в направлении лучшей мировой корпоративной практики продвигались, как национальное законодательство, так и кодексы корпоративного управления,принятые в компаниях страны.

 

Для эффективного развития ииститута независимых директоров необходима нормативная база,  какова ситуация в этом направлении?

 

- В Законе КР «Об акционерных обществах» дано лишь общее понятие независимого директора, а также сказано, что доля в размере 30% их должна быть обязательной в совете и что решения совета являются правомочными, если в их принятии участвовало более 50% независимых директоров. Однако более широкого набора критериев и принципов выдвижения и избрания независимых директоров, а также определения критериевнезависимости в корпоративном управлении и соблюдаемых требований, которым акционеры могли бы руководствоваться при их избрании совета директоров, в законе нет. 

 

Для устранения пробела мы внедрили на Бирже критерии независимости и требования к более инициативной и ответственной работе независимых директоров в совете. Но они пока не соблюдаются эмитентами в полной мере. Возможно и потому, что внесенные изменения в законодательство, пока носят лишь характер понятий и определений без должных требований, направлений и механизмов к независимой работе директоров в совете.

 

В настоящее время правительством с участием  наших национальных инфраструктурных институтов, то есть Биржи и Депозитария, инициированы изменения и дополнения в законодательство по вопросам развития финансового рынка. Однако, в них почему-то не были включены важные изменения и дополнения по корпоративному управлению. Работа по рассмотрению в парламенте перенесена на осень и, в этой связи мы надеемся, что еще не поздно будет всю эту работу сделать и внести назревшие изменения в нормативную базу дополнительно.

 

Какие меры необходимо предпринять со стороны государства и корпоративного сообщества для успешного развития института независимых директоров в КР?

 

- Относительно взаимодействия государства и корпоративного сообщества по развитию корпоративного управления следует отметить то, что такая практика имеет место, но она проводится эпизодически и не всегда эффективна. Имеются хорошие примеры совместного продвижения проектов законов и законодательства между Финнадзором и ЗАО КФБ в недалеком прошлом и сегодня, например, по институциональным инвесторам и вышеуказанному проекту закона. Также между Финнадзором и Палатой независимых директоров в 2021 году был подписан  Меморандум о взаимопонимании и совместной деятельности, в котором была зафиксирована совместная разработка подзаконных НПА во исполнение Закона КР “Об акционерных обществах” по внедрению института независимых директоров, а также обсуждение принятиях изменений и дополнений в НПА КР в области развития корпоративного управления в целом. Но реальной работы по его реализации пока нет.

 

Нам нужна совместная работа по продвижению принципов и лучшей практики независимых директоров в инвестиционной среде Кыргызстана и в наших публичных компаниях. Она должна проводиться заинтересованно  и в координирующем ключе со стороны государства и прежде всего регулирующих органов, с подключением Палаты независимых директоров и ключевых бизнес- структур. Только совместными усилиями мы сможем сформировать нормативную базу для работы независимых директоров, которая будет базироваться на принципах и стандартах ОЭСР, а также создать необходимую методологическую и обучающую базу по подготовке к работе независимых директоров, внесению их в национальный реестр и широкому избранию в национальных компаниях страны. Этот важный институт сможет реально заработать и приносить ожидаемый эффект для развития корпоративного управления, повышения прозрачности работы бизнеса, эффективно привлекающий капитал для развития,  если мы совместно с государством и корпоративным сообществом сможем сформировать нормативную базу для работы независимых директоров, которая будет базироваться на принципах и стандартах ОЭСР, а также создать необходимую методологическую и обучающую базу по подготовке к работе независимых директоров, внесению их в национальный реестр и широкому избранию в национальных компаниях страны.