Утверждены Советом
директоров ЗАО «КФБ»
от «24» декабря 2010 г.
ПРАВИЛА
ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (ЭКСТРЕМИЗМА) И ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
ЗАО «КЫРГЫЗСКАЯ ФОНДОВАЯ БИРЖА»
1. Общие положения и термины
1.1. Настоящие правила внутреннего контроля (далее - Правила) разработаны ЗАО «КЫРГЫЗСКАЯ ФОНДОВАЯ БИРЖА» (далее - КФБ) в соответствии с требованиями Закона № 135 от 31 июля 2006 года «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее - Закон) и Положения об общих требованиях к правилам внутреннего контроля по противодействию финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135.
1.2. Правила в основном определяют порядок:
-организации внутреннего контроля, устанавливающий полномочия и ответственность должностных лиц в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
-взаимодействия и подотчетности между лицами и подразделениями, вовлеченными в процесс противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
-идентификации клиентов (меры по надлежащей проверке клиентов) и мониторинга деятельности клиентов;
-выявления в деятельности клиента операций (сделок) с денежными средствами или имуществом (далее - операций (сделок), подлежащих обязательному контролю и (или) подозрительных операций (сделок);
-предоставления в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики информации по выявленным подозрительным операциям (сделкам) и (или) операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю;
-оценки рисков, связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
-документального фиксирования, хранения и обеспечения конфиденциальности информации, полученной в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;
-обучения (подготовки) сотрудников лиц, представляющих сведения, в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
1.3. В Правиле используются следующие понятия:
правила внутреннего контроля– понимается в том значении, которое указано в статье 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;
лица, представляющие сведения- понимается в том значении, которое указано в статье 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Конкретный список лиц, представляющих сведения (с указанием наименования и юридического адреса), формируется Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики (далее – ГСФР);
операции (сделки), подлежащие обязательному контролю- операции (сделки) с денежными средствами или имуществом, предусмотренные в статье 6 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;
подозрительная операция (сделка)- понимается в том значении, которое указано в статье 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;
клиент- юридическое лицо, принятое на обслуживание или находящееся на обслуживании у лиц, представляющих сведения;
риск финансирования терроризма (экстремизма) или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее - Риск) – типичные возможности совершения у лица, представляющего сведения, деяний по финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в результате принятия на обслуживание или при обслуживании клиента;
надзорные органы– государственные органы Кыргызской Республики, уполномоченные осуществлять контроль за исполнением лицами, представляющими сведения, положений Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;
служба внутреннего контроля– уполномоченный сотрудник или структурное подразделение лица, представляющего сведения, ответственные за осуществление правил внутреннего контроля, в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и представление сообщений в ГСФР.
2. Общие принципы Правил.
Правила разработаны с учетом следующих общих принципов:
1) необходимости сохранения конфиденциальности сведений о внутренних документах КФБ, разработанных в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
2) необходимости соблюдения банковской, коммерческой или иной тайны, а также конфиденциальности сообщений передаваемых Государственной службе финансовой разведки Кыргызской Республики и иных сведений, определяемых КФБ;
3) исключение участия сотрудников КФБ, в осуществлении финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
4) обеспечение участия сотрудников КФБ, независимо от занимаемой должности (в рамках их компетенции) в выявлении в деятельности клиента, операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и (или) подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, непосредственно связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
5) повышения квалификации сотрудников КФБ в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Функция контроля за осуществлением правил внутреннего контроля в КФБ возлагается на руководителя КФБ и на службу внутреннего контроля.
3. Процедуры реализации Правил.
Правила осуществляется путем реализации следующих процедур:
1) Процедура идентификации и верификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя):
1. КФБ обязана идентифицировать как лиц, которые принимаются на обслуживание для установления длительных отношений, так и лиц, которым оказываются услуги, либо с которыми совершаются операции (сделки) с денежными средствами или имуществом разового характера, вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг, либо совершаемых операций (сделок), за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 20, 21 и 22 Положения об идентификации и верификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135.
В целях идентификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1-3 к «Положению об идентификации и верификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135», являющихся основанием совершения операций (сделок), а также иной необходимой информации и документов:
Если от имени физического или юридического лица действует его представитель, КФБ обязана идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также принимать доступные и необходимые меры по установлению и идентификации бенефициарного собственника (выгодоприобретателя).
Требование об установлении и идентификации бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) считается выполненным, если КФБ на основании соответствующих сведений, подтвердит, что ими предприняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации бенефициарного собственника (выгодоприобретателя).
Идентификацию осуществляет сотрудник Службы внутреннего контроля КФБ.
2. Все документы, позволяющие идентифицировать клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), должны быть действительными на дату их предъявления.
Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, должны быть представлены надлежащим образом, заверенным переводом на русский язык. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, принимаются в случае их легализации в установленном порядке (указанные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Кыргызской Республики).
Все документы должны быть представлены клиентами в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии. Если к идентификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
В случае представления копий документов служба внутреннего контроля КФБ вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.
3. Для идентификации клиента, установления и идентификации бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) используется анкетирование.
Сведения о клиенте и бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе), полученные в результате идентификации, фиксируются в анкете клиента, составленной в зависимости от статуса клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя).
Анкета клиента может заполняться на бумажном носителе или в электронном виде. Анкета клиента, заполненная в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника КФБ.
Минимальные требования к анкете клиента предусмотрены в приложениях 10 и 11 к приказу Государственной службы финансовой разведки Кыргызской Республики от 30 марта 2010 года № 13/П.
Анкета клиента подлежит хранению лицами, представляющими сведения, не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
По усмотрению службы внутреннего контроля КФБ, в анкету клиента также могут быть включены иные сведения.
В случае изменения сведений, содержащихся в анкете клиента и (или) бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), служба внутреннего контроля КФБ обязана предупредить клиентов о предоставлении клиентом обновленной информации и документов, не позднее 1 месяца со дня прошедших изменений. Служба внутреннего контроля КФБ на основании сведений полученных от клиента в день их получения вносить изменения в анкету клиента.
Сведения, указываемые в анкете клиента, могут фиксироваться и храниться в электронной базе данных, к которой сотрудникам КФБ, осуществляющим идентификацию клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), в том числе службе внутреннего контроля, должен быть обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме для проверки информации о клиенте и бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе).
5. КФБ вправе не проводить повторную идентификацию клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), если такой клиент и бенефициарный собственник (выгодоприобретатель) уже были ранее идентифицированы службой внутреннего контроля КФБ в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и настоящими Правилами, а также к сведениям об этом клиенте и бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе) обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме.
6. КФБ обязана:
- провести повторную идентификацию клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), если у них возникают сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате идентификации;
- проверить наличие в отношении клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) сведений об их участии в террористической или экстремистской деятельности. Указанные сведения содержатся в «Перечне физических и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности (финансировании терроризма или экстремизма)», формируемой Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики.
7. Служба внутреннего контроля КФБ периодически:
- обновляет сведения, полученные в результате идентификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) (для лиц с высоким уровнем риска - не реже одного раза в год, для всех остальных - не реже одного раза в три года);
- пересматривает уровень (категории) Риска по мере изменения идентификационных сведений или изменения уровня (категории) Риска (категории клиента, места его регистрации, используемых им продуктов и услуг).
8. КФБ при обслуживании иностранных политически значимых лиц (осуществление операции (сделки) с денежными средствами и имуществом), помимо идентификации, должна:
- принимать доступные меры по выявлению иностранных политически значимых лиц среди физических лиц, принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании;
- принимать на обслуживание иностранных политически значимых лиц только на основании письменного разрешения руководителя лиц, представляющих сведения;
- принимать доступные меры по определению источников происхождения денежных средств или имущества иностранных политически значимых лиц;
- на постоянной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию об иностранных политически значимых лицах, находящихся у них на обслуживании;
- уделять повышенное внимание операциям (сделкам) с денежными средствами или имуществом, осуществляемым иностранными политически значимыми лицами, их супругами, близкими родственниками (по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные), представителями и деловыми партнерами;
- удостовериться в полномочиях и подлинности лиц, имеющих права на распоряжение денежными средствами или имуществом.
9. Служба внутреннего контроля КФБ должны уделять особое внимание деловым отношениям и операциям (сделкам) с физическими и юридическими лицами, которые из (в):
- в оффшорных зонах (перечень которых утверждается Национальным банком Кыргызской Республики);
- государств и территорий, которые не применяют либо применяют в недостаточной степени рекомендации ФАТФ, а также с дочерними организациями, филиалами и представительствами, основные компании которых зарегистрированы в таких государствах и территориях (перечень которых утверждается ГСФР).
2) Процедура оценки Риска совершения клиентом операций (сделок), связанных с финансированием терроризма (экстремизма) или легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем:
Оценка Риска совершения клиентом операций (сделок) связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, производится при установлении деловых отношений с клиентом и после проведения идентификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), а также иных участников операции (сделки).
Для последующей оценки уровня (категории) Риска лицо, представляющее сведение, должно осуществлять постоянный мониторинг операций (сделками) клиента.
Служба внутреннего контроля КФБ на основании имеющейся информации и документов, оценивает уровень (категории) Риска и фиксирует его, с обоснованием оценки Риска.
Оценка Риска состоит из следующих последовательных процедур:
а) накопление информации о деятельности клиента на территории Кыргызской Республики и за ее пределами;
б) в случае возникновения подозрения о том, что клиент осуществляет (или намеревается осуществить) операции (сделки), связанные с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, сотрудник КФБ, обязан сообщить об этом службе внутреннего контроля КФБ;
в) служба внутреннего контроля КФБ вправе принять решение о мониторинге клиента и совершаемых им операций (сделок), а также об отказе в заключении с таким клиентом операции (сделки).
Служба внутреннего контроля КФБ для оценки Риска использует типичные критерии оценки уровня (категории) Риска, установленные согласно приложению Положению об общих требованиях к правилам внутреннего контроля по противодействию финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135.
Если операция (сделка) соответствует, хотя бы одному из критериев, установленных согласно вышеназванному Приложению, уровень (категория) Риска оценивается как высокий.
Служба внутреннего контроля КФБ, должна уделять повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым клиентом, операции (сделки) которого отнесены к высокому уровню (категории) Риска, в том числе путем осуществления постоянного мониторинга за операциями (сделками) такого клиента.
КФБ ежегодно должна проводить у себя оценку используемых Рисков.
3) Процедура выявления в деятельности клиента операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и (или) подозрительных операций (сделок), а также иных операций (сделок), непосредственно связанных с финансированием терроризма (экстремизма) или легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем:
Выявление операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, производится на основании критериев, предусмотренных в статье 6 Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Выявление подозрительных операций (сделок), производится в соответствии с перечнем критериев подозрительных операций (сделок), установленных в приложении 2 к приказу Государственной службы финансовой разведки Кыргызской Республики от 30 марта 2010 года № 13/П (коды 6006-6015 и 7001-7039).
Сотрудники КФБ при осуществлении операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и (или) подозрительных операций (сделок) в обязательном порядке, в соответствии с предусмотренными критериями, обязаны информировать (по форме, утвержденной руководителем) службу внутреннего контроля КФБ, а также представлять ему сведения о клиенте.
В случае получения сведений о необычной (подозрительной) операции, специальное должностное лицо изучает представленную ему и всю имеющуюся дополнительную информацию о клиенте и его деятельности, и принимает решение о целесообразности направления сообщения в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики.
Служба внутреннего контроля КФБ проводит ежедневный анализ всех операций (сделок) и при выявлении операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и (или) подозрительных операций (сделок) обязана составлять Сообщения о них и в установленном порядке направлять в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики.
4) Процедура проверки информации о клиенте или об операции (сделке) клиента, о бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе) для подтверждения обоснованности подозрений осуществления финансирования терроризма (экстремизма) или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем:
При поступлении информации о подозрительной операции (сделке) служба внутреннего контроля КФБ осуществляет дополнительный сбор информации о клиенте и бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе) или операции (сделке) клиента.
В этих целях в КФБ устанавливается следующая процедура:
а) сотрудник КФБ выявивший подозрительную операцию (сделку) передает информацию в службу внутреннего контроля КФБ в порядке, установленном внутренними документами КФБ;
б) при наличии оснований полагать, что операция (сделка) клиента относится к подозрительной операции (сделки), служба внутреннего контроля КФБ принимает решение о признании операции (сделки) клиента подозрительной операцией (сделкой) с последующим предоставлением сообщений в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики;
в) при выявлении в деятельности клиента подозрительной операции (сделки), служба внутреннего контроля КФБ должна принять предварительное решение о дальнейших действиях КФБ, в отношении клиента и его операции (сделки), следующего характера:
- обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл подозрительной операции (сделки);
- запросить у клиента дополнительные документы, в том числе контракты, договоры и иные документы, являющиеся основанием для совершения операции (сделки);
- обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими общими требованиями ко всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через КФБ;
- предпринять иные необходимые действия при условии соблюдения законодательства Кыргызской Республики;
г) при признании операции (сделки) клиента как подозрительной операцией (сделкой), служба внутреннего контроля КФБ, в день их признания, составляет Сообщение о подозрительной операции (сделке) - документ, содержащий сведения об операции (сделке) и направляет в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики.
Сообщение предоставляется в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики, согласно типовой форме, утвержденной Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики и в соответствии с Положением о порядке предоставления Государственной службе финансовой разведки Кыргызской Республики информации и документов государственными органами Кыргызской Республики и лицами, представляющими сведения, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135.
д) сотрудники КФБ участвующие в осуществлении операций (сделок), обязаны принять необходимые меры, с целью проверки наличия в отношении клиента, бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), сведений об их участии в террористической или экстремистской деятельности.
Указанные сведения содержатся в Перечне физических и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности (финансировании терроризма или экстремизма), формируемом Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики.
е) в случае, если у сотрудников КФБ, участвующих в осуществлении операций (сделок), возникают подозрения, что какие-либо операции (сделки) осуществляются в целях финансирования терроризма (экстремизма) или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, они обязаны информировать службу внутреннего контроля КФБ для направления в установленном порядке в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики независимо от того, относятся или не относятся они к операциям (сделкам), предусмотренным статьей 6 Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" или установленным Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики в перечне подозрительных операций (сделок).
5) Процедура документального фиксирования информации, указанной в статье 3 Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем":
Сотрудники КФБ фиксируют информацию и собирают документы об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки) (в том числе сумму операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте клиента и другие) и могли быть использованы в качестве доказательства в уголовном или гражданском судопроизводстве.
Порядок документального фиксирования операций (сделок) должен предусматривать фиксирование:
- вида операции (сделки) и основания ее совершения;
- даты совершения операции (сделки) и суммы, на которую она совершена;
- сведений, полученных в результате идентификации физического или юридического лица;
- сведений, необходимых для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция (сделка), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии), адреса места жительства или места нахождения физического или юридического лица;
- сведений, необходимых для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию (сделку) от имени другого лица в силу полномочий, основанных на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адреса места жительства представителя физического или юридического лица;
- сведений, необходимых для идентификации получателя по операции (сделке) с денежными средствами или имуществом, в том числе наименования получателя, номера его счета;
- других сведений, предусмотренных нормативным правовым актом Кыргызской Республики.
Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами и других источников. Документы, позволяющие идентифицировать клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) и иных участников операции (сделки), а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.
При фиксировании информации и сборе документов для целей внутреннего контроля необходимо следить за тем, чтобы клиентами по мотивированному запросу были представлены необходимые обосновывающие документы (договоры, контракты и т.д.).
Способы фиксирования информации для целей противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предусматриваемые в правилах внутреннего контроля, должны обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции (сделки).
Сотрудники КФБ должны обеспечивать конфиденциальность фиксируемой информации об операциях (сделках), о клиенте, бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе) и их представителях, а также об иных лицах, по поручению, от имени и (или) в интересах которых действуют клиенты, а также о мерах, принимаемых КФБ в целях предотвращения и выявления операций (сделок), связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
6) Процедура хранения информации и документов, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля:
В КФБ предусматривается хранение следующих документов, полученных в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем":
- оригиналы документов (заверенные в установленном порядке копии), содержащих сведения о клиенте и бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе) и их представителях, или иных участниках операции (сделки), в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств лиц, представляющих сведения, и клиента;
- оригиналы или копии (заверенные в установленном порядке) документов по соответствующим операциям (сделкам) клиентов и сообщений об операции (сделке) - в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств лиц, представляющих сведения, и клиента;
- отчет в виде электронного документа, - в течение не менее 5 лет. В случае необходимости представления сведений, зафиксированных и хранящихся в электронном виде, в качестве доказательства в различных процессах, документ подписывается в установленном порядке для придания ему юридической силы;
- анкета, составленная по результатам идентификации и верификации, а также изучения клиента, - в течение не менее 5 лет;
Сведения, указываемые в анкете клиента, фиксируются и хранятся в электронной базе данных (отчет в виде электронного документа), к которой ответственным сотрудникам КФБ обеспечивается оперативный доступ в постоянном режиме для проверки информации о клиенте и бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе).
- иные документы, в том числе деловую переписку, - в течение не менее 5 лет после прекращения обязательств между лицом, представляющим сведения, и клиентом.
Служба внутреннего контроля КФБ осуществляет сбор, учет и хранение отправленных в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики Сообщений об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, и о подозрительных операциях (сделках), в установленном порядке.
Вышеуказанные документы должны собираться и храниться, в состоянии, в котором они могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном или гражданском судопроизводстве.
7) Процедура подготовки и обучения кадров в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) или легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем:
КФБ организует обучение своих сотрудников исходя из их должностных обязанностей по следующим направлениям:
а) регулярное ознакомление с нормативной правовой базой по противодействию финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе нормативными документами, а также рекомендациями и разъяснениями Государственной службы финансовой разведки;
б) ознакомление сотрудников с настоящими Правилами;
в) проведение практических занятий по реализации настоящих Правил, в том числе процедур их осуществления;
г) регулярное (не реже одного раза в год) направление сотрудников на семинары, лекции по вопросам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, организуемые Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики и надзорными органами;
д) подготовка при необходимости памятки для сотрудников КФБ по критериям операций (сделок) подлежащих, обязательному контролю и признакам подозрительных операций (сделок);
ж) направление, при наличии возможности, сотрудника службы внутреннего контроля на конференции, семинары и иные форумы (в том числе международные), посвященные проблемам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Требования к квалификации должностных лиц службы внутреннего контроля КФБ и лиц, осуществляющих регистрацию операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), передачу, учет и хранение специальных формуляров и иных документов, связанных с осуществлением и (или) совершением операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), а также к лицам, ответственным за принятие организационных мер по осуществлению внутреннего контроля, определяются в соответствии с общими требованиями, установленными надзорным органом.
Сотрудник службы внутреннего контроля КФБ:
• Должен иметь высшее юридическое или экономическое образование, а при отсутствии такого образования - опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
• Не должен иметь судимости и административных правонарушений;
• Должен знать работу подразделений по работе с Клиентами и других подразделений КФБ, занимающихся совершением сделок с ценными бумагами.
8) Процедура, определяющая порядок организации деятельности лица, предоставляющего сведения по отказу от принятия на обслуживание и выполнение распоряжений клиента об осуществлении операции (сделки):
КФБ в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, вправе отказать в принятии на обслуживание физического или юридического лица в следующих случаях:
- непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в статье 2 Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" сведения (идентификационные данные), либо представление недостоверных документов;
- наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической или экстремистской деятельности.
КФБ вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (сделок) (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования в соответствии с положениями Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", и в случае наличия в отношении участника операции (сделки) сведений об участии в террористической или экстремистской деятельности.
9) Процедура, регламентирующая у лиц, представляющих сведения, деятельность по приостановлению операций (сделок) с денежными средствами или имуществом:
Деятельность по приостановлению отдельных видов операций (сделок) с денежными средствами или имуществом осуществляется в соответствии с нормами части 5 статьи 3 Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Сотрудники КФБ обязаны приостанавливать операции (сделки) физических и юридических лиц, если имеются достоверные сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности (финансировании терроризма или экстремизма), на три рабочих дня с даты, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, и не позднее дня приостановления операции (сделки) обязаны представлять информацию о ней в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики.
При неполучении в течение указанного срока постановления Государственной службы финансовой разведки Кыргызской Республики о замораживании соответствующей операции (сделки) физических и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об участии в террористической или экстремистской деятельности (финансировании терроризма или экстремизма), на дополнительный срок, КФБ осуществляют операцию (сделку) с денежными средствами или имуществом по распоряжению клиента.
При неполучении по истечении срока, указанного в постановлении Государственной службы финансовой разведки Кыргызской Республики, постановления прокурора или следователя, санкционированного прокурором, о замораживании соответствующей операции (сделки) на дополнительный срок или о наложении ареста на денежные средства или имущество КФБ осуществляют операцию (сделку) с денежными средствами или имуществом по распоряжению клиента.
10) Процедура по организации у лиц, представляющих сведения, системы по реализации правил внутреннего контроля:
Службу внутреннего контроля КФБ определяет Президент КФБ и назначает своим приказом сотрудника, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию процедур их осуществления.
Служба внутреннего контроля КФБ независимо в своей деятельности от других структурных подразделений КФБ, подчиняется и подотчётно только Президенту КФБ.
Основной задачей службы внутреннего контроля КФБ является:
- исключение вовлечения КФБ, и участия его служащих в осуществлении финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
- эффективная реализация законодательства по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
- содействие Государственной службе финансовой разведки Кыргызской Республики и надзорным органам в выполнении задач и функций в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Основными функциями службы внутреннего контроля КФБ является:
- организация разработки и представление на утверждение руководителя КФБ, правил внутреннего контроля, а также совершенствование методологии оценки рисков и процедур управления рисками;
- участие в идентификации клиентов и иных участников операций (сделок);
- мониторинг и анализ операций (сделок) клиентов;
- взаимодействие с Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики по вопросам предоставления информации об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, и (или) о подозрительных операциях (сделках);
- организация реализации правил внутреннего контроля, в том числе процедур его осуществления. В этих целях ответственный сотрудник консультирует служащих КФБ, по вопросам, возникающим при реализации правил внутреннего контроля;
- организация представления в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики сведений в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
- в пределах предоставленных компетенций, оказание содействия уполномоченным представителям надзорных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности КФБ по вопросам соблюдения законодательства Кыргызской Республики о противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
- разработка форм отчетов и процедур их предоставления руководству КФБ, в целях обеспечения правил внутреннего контроля;
- представление письменного отчета о результатах реализации правил внутреннего контроля руководству КФБ, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Порядок текущей отчетности ответственного сотрудника определяется внутренними документами КФБ.
Служба внутреннего контроля КФБ наделяется следующими полномочиями:
- получать от руководителей и сотрудников подразделений КФБ, необходимые распорядительные и бухгалтерские документы;
- снимать копии с полученных документов, получать копии необходимых файлов и записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах;
- в установленном порядке входить в помещения подразделений КФБ, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях;
- давать временные в пределах сроков, установленных законодательством Кыргызской Республики для проведения операции (сделки) (до решения руководителя КФБ), указания, касающиеся проведения операции (сделки) (в том числе предписания о приостановлении проведения операции (сделки), в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции (сделке);
- иными полномочиями в соответствии с настоящими общими требованиями и внутренними документами КФБ.
При осуществлении своих функций служба внутреннего контроля КФБ обязана:
- обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений КФБ, документов;
- соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций, и не разглашать данные о передаче информации Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем";
- выполнять иные обязанности в соответствии с настоящими общими требованиями и внутренними документами КФБ.
Осуществление функций, установленных настоящими Правилами относится к исключительной компетенции службы внутреннего контроля КФБ.
Сотрудники подразделений КФБ, оказывают содействие службе внутреннего контроля КФБ в осуществлении ее функций в соответствии с общими требованиями и внутренними документами КФБ.
Сотрудники КФБ, которым стали известны факты нарушений законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, допущенные сотрудниками КФБ, при проведении операций (сделок), незамедлительно в письменном виде доводят эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и службы внутреннего контроля.
КФБ проводить на постоянной основе, не реже одного раза в год, оценку эффективности деятельности службы внутреннего контроля КФБ, в порядке, установленном внутренними документами КФБ.
4. Порядок направления информации в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики
4.1. КФБ обязана направлять в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики сведения об операциях (сделках) подлежащих обязательному контролю, не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения таких операций (сделок).
КФБ обязана направлять в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики сведения о подозрительных операциях (сделках), не позднее рабочего дня, следующего за днем признания таких операций (сделок).
4.2. Сведения предоставляются в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики, согласно типовой форме, утвержденной Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики и в соответствии с Положением о порядке предоставления Государственной службе финансовой разведки Кыргызской Республики информации и документов государственными органами Кыргызской Республики и лицами, представляющими сведения, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135.
5. Порядок обеспечения конфиденциальности информации
5.1. Работники КФБ не вправе информировать клиентов о предоставлении информации в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики.
5.2. Ограничение доступа лиц, непосредственно не связанных с процедурами сбора, обобщения, анализа, хранения и передачи информации об операциях (сделках) подлежащих обязательному контролю и о подозрительных операциях (сделках) в соответствии с настоящими Правилами, обеспечивается проведением следующих мероприятий:
а) информация об операциях (сделках) подлежащих обязательному контролю и о подозрительных операциях (сделках), а также сведения, направленные КФБ в Государственную службу финансовой разведки, хранятся в электронном виде на специально защищенных от несанкционированного доступа электронных файлах на рабочем месте специального должностного лица;
б) в документах и материалах на бумажных носителях, хранящихся в "делах" клиентов или иных делах КФБ, запрещается делать какие-либо пометки о конкретных мерах, принимаемых в отношении конкретных операций (сделок), осуществляемых КФБ по поручению конкретных клиентов;
в) все документы на бумажных носителях, а также информация на электронных дискетах, касающиеся деятельности специального должностного лица (отчеты, справки, предложения и т.п.), хранятся в металлическом шкафу (сейфе) отдельно от других документов.
6. Заключительные положения
6.1. Контроль за исполнением КФБ настоящих Правил в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется надзорным органом и Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики, в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
6.2. Лица, виновные в нарушении Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.